1.39 |
"СиВица (CV) в руках, или 'На выход'!"
Мир велик, и не ограничивается тем пространством, в котором люди привыкли обитать. Поэтому иногда они срываются с места и ищут другой доли. "Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше". Банально, но справедливо. Правда, старая щука, чешуя которой уже покрылась зеленью, вряд ли захочет менять свой, пусть затхлый, но тёплый и уютный водоём – "академическая мобильность" не для неё. А вот молодой плотве сам Водяной велел время от времени искать местА с бОльшим содержанием кислорода.
Рыбе легче, потому что никаких документов под водой не требуется – размокнут. А вот для того, чтобы сменить место работы или учёбы хомо сапиенсу нужно будет подсуетиться. И одна из первых "бумаг", которая потребуется – это резюме, или "CV", или уж совсем просто – "Сurriculum vitae" .
Моя коллега, имеющая большой опыт работы обработки резюме, рассказывала об анекдотичности большинства из виденных ею. Начиная с фотографии, на которой соискатель позиции "изобрАжен" на пикнике с шашлыком в руках, и заканчивая 6-страничными опусами, в котором есть всё, кроме того, что интересует работодателя. И она же "навела" меня на сайт "Europass", где можно сформировать своё резюме в соответствии с европейскими стандартами.
Почему с европейскими? Сейчас поясню.
Современным молодым людям, занимающимся наукой, страшно не повезло. Им надо было бы родиться или лет пятьдесят назад, или лет через двадцать. Потому как Россия уже не одно десятилетие участвует в эксперименте по "реформированию" внутри себя всего и вся, до чего смогли дотянуться шаловливые ручонки наших с вами "вождей". И конца края этой "Neverending story" не видать.
Можно ли представить, чтобы сейчас в одной из научно-исследовательских лабораторий (пусть и большой) какого-нибудь университета полноценно функционировал радиофизический полигон на западном и восточном берегах Чёрного моря, или аналогичный полигон, размещённый на Сахалине и Курильских островах?
Можно ли вообразить, чтобы в наши дни сотрудники этой же лаборатории от одного до нескольких раз в год участвовали в масштабных морских многомесячных (до полугода) экспедициях на научно-исследовательских судах Академии наук СССР или надводных (подводных) кораблях ВМФ в Тихом и Индийском океанах?
Можно ли удумать, чтобы эти же сотрудники проводили в современной России радиолокационные эксперименты на Ладожском озере с привлечением судов Балтийского флота и реактивных "Як-42"?
Ага, "щас"!
Но лично я успел поучаствовать во всём перечисленном выше, а вам, молодые аспиранты, уже никогда не удастся сделать это, ни за какие деньги. Всё в прошлом...
Конечно, тридцать лет назад не было такого обилия колбасы, как ныне, но зато "пытливым умам" было интересно. Как-то, в самом начале своей инженерной "карьеры" в лаборатории РТС, когда я начал "бухтеть" по поводу своего 105-рублёвого оклада, то мой старший коллега, инженер-разработчик от Бога, сказал: "Окстись, мы просто доплачиваем нашему государству за интересную работу". С той поры многое изменилось. Не стало того государства. А нынешняя Российская Федерация, в лице "командиров" разного уровня, видит "развитие" науки и образования как-то по-своему. По-видимому, они считают
- что выпускники школ, расплющенные ЕГЭ-шным "катком", станут великолепным "посадочным материалом" для российской науки,
- что искусственно выведенные, бесчисленные "экономисты", "юристы", "политологи", "социологи" и прочие "интеллектуальные гоблины" укрепят обороноспособность державы,
- что "молоденький счетовод", посаженный на ФАНО, сумеет управлять всей наукой в стране гораздо лучше, чем эти "старпёры", типа Ж.И. Алфёрова,
- ... и так до бесконечности.
Я не часто "пересекаюсь" со студентами, но иногда занятно видеть их реакцию на простой вопрос: "А почему вы поступили в российский вуз, а не в какой-нибудь университет в Европе?" Как правило, повисает длиннющая пауза прямо по Станиславскому ... Не могут ответить. И это при наличии огромного числа хороших вузов на Западе, которые не возьмут с вас за обучение ни евро-копейки.
Безнадёга в глазах, которую формирует российская школа последние 10-15 лет у большинства учащихся, и которая только усугубилась с введением процесса ЕГЭ-дебилизации, менталитет "пришибленных из-за угла пыльным мешком", хорошее и глубокое незнание иностранных языков, отсутствие какой-либо мотивации к совершенствованию и овладению знаниями – вот основные причины отсутствия "интеллектуального ручейка" на Запад, и того, что российские вузы пока продолжают вбирать в себя, как пылесос, миллионы выпускников школ, превратившись в "образовательные" резервации для 17-21-летней, потенциально опасной для государства, "прослойки".
Моя коллега-преподаватель рассказывает, что в одной из ёё групп есть два-три чрезвычайно одарённых студента (студентки) на фоне остального, абсолютно серого, "болота". И даже эти "звёздочки" затрудняются в ответе на вопрос: "Ну, почему вы учитесь здесь?"
Всё нужно делать в своё время. Любой лингвист объяснит вам, что если вы до 12-14 лет не освоили иностранный язык, то он никогда не станет для вас родным. Если вы в самом мобильном возрасте не попытаетесь посмотреть мир, увидеть, что кое-где люди живут по-другому (может быть не лучше – по-другому), то вы уже никогда не свернёте в иной "исторический рукав". Между прочим, этот сайт изначально задумывался мной, как "самопальный" инструмент помощи для мотивированных, толковых и знающих аспирантов-технарей. И мне, в общем-то "фиолетово", что их, например, десять человек, а не тыща.
"А чо сам-то не уехал? Не взяли, что-ли?" – спросит какой-нибудь ехидный и въедливый голосок. "Да звали, звали! Сам не захотел". Пара потенциальных "точек бифуркации" в биографии была обойдена мной совершенно сознательно по многим причинам. Одной из которых был возраст. Не хватило решимости кардинально менять жизненный уклад в 40 лет. Почему то сразу мне вспомнился сюжет, прошедший по одному из томских телеканалов месяца три назад, в самый разгар протеста против "реформы" РАН. Сотрудник одного из НИИ СО РАН, в точности спрогнозировав, что мы имеем сейчас, сказал: "Лет 10 назад меня приглашали остаться в Германии и продолжить исследования, которыми я занимаюсь. Тогда я отказался. Но теперь... Уже поздно."
Высшее руководство страны, включая, естественно, Минобрнауки, произнося пафосные слова о важности науки и образования, фактически делает всё возможное, чтобы отвадить от занятия наукой молодых, и "выдавить" из науки "пожилых". Не виднеется ли на горизонте "разбитое корыто", господа хорошие? Те, кто хочет найти фактическое подтверждение этому погребальному тезису, могут найти в интернете вагон и маленькую тележку аргументов от людей, на порядки умнее меня.
Вернёмся всё-таки к "Europass".
Возможностей по поиску места учёбы (работы) там, за кордоном, для умных и знающих аспирантов сейчас в десятки раз больше, чем раньше. Нужно просто хотеть! Но, обязательно, представляя собой нечто в научном плане, потому, что все операции с "нулём" и заканчиваются нулевым результатом. Известно, что сейчас в Европе колоссальная безработица – десятки процентов. Тем не менее, в дефиците у них – точно также как у нас – толковые и шустрые специалисты. И если вы из их числа, то почему бы не попробовать!
Итак, система "Europass" позволяет, среди прочего, сформировать стандартизованное резюме, которое серьёзный аспирант-технарь мог бы разослать в научные организации и университеты Европы, а может быть и Австралии и Новой Зеландии. На первой страничке сайта "Europass" имеются 4 здоровенные кнопочки
"Создать резюме в режиме онлайн"
"Загрузить шаблон резюме и инструкции"
"Обновить резюме в режиме онлайн"
"Примеры"
Тюкаем по "кнопке" "Загрузить шаблон резюме и инструкции".
Выбираем английский язык, хотя я не настаиваю.
Тюкаем по иконке, символизирующей документ Word (или Open Office рядышком), для того, чтобы скачать шаблон резюме на английском языке.
Вот – прямая ссылка на файл (246784 байт) с шаблоном, размещённый на исходном сайте. Или – дублирующая ссылка на "CVTemplate.doc".
Поскольку основным принципом сайта "ПатИнформБюро" является стремление выкладывать материал, который пригодился бы мне лично, когда я был аспирантом, то я перевёл исходный шаблон на русский язык с сохранением исходного форматирования. Скачать русифицированный шаблон (731648 байт) можно по ссылке.
Тюкаем по иконке, символизирующей pdf-документ, для того, чтобы скачать инструкции (естественно, на том же буржуйском языке) по заполнению шаблона резюме.
Вот – прямая ссылка на файл (90687 байт) с инструкциями, размещённый на исходном сайте. Или – дублирующая ссылка на "CVInstructions.pdf".
Заодно я перевёл и инструкции на русский язык. Внимательно прочитайте! Как уверяет меня моя коллега, более толкового образца резюме она в своей практике не встречала. Качаем перевод в виде "CVInstructions_rus.doc" (179712 байт) по ссылке1, а тот же файл в pdf-формате "CVInstructions_rus.pdf" (225354 байт) по ссылке2.
Те, кто хочет посмотреть на примеры заполненных резюме, тюкает по соответствующей "кнопке" "Examples". Сразу скажу, что искать "русский" язык не нужно – его в списке нет.
Находим пресловутый "United Kingdom", за которым прячутся эти противные англичане.
И, тюкая по кнопке "English (en) – 1", скачиваем первое, каноническое резюме на двух страницах.
Ссылка на "CV-Example-1-en-GB.pdf" (92886 байт) на исходном сайте, и "зеркальная" ссылка.
Тюкая по кнопке "English (en) – 2", скачиваем второй пример развёрнутого резюме с приложениями.
Ссылка на "CV-Example-2-en-GB.pdf" (2298780 байт) на исходном сайте, и "зеркальная" ссылка.
Могу сказать, что сайт "Europass" может представлять интерес не только с точки зрения заполнения резюме, но и с точки зрения поиска места учёбы и работы в Европе. Для этого стоит тюкнуть по вкладке "Learning and Working in Europe", и "пробежаться" по ссылкам. "Мотивированные" найдут много интересного.
А на "дессерт" – вот вам ссылка на ресурс с европейскими стипендиями и грантами, в том числе для аспирантов. Ищите, да обрящете!
Хотя, давайте-ка поищем вместе.
Нажимаем приведённую выше ссылку, и оказываемся на сайте поиска стипендий и грантов для проведения исследований в Европе.
Шаг 1
Выбираем позицию – PhD, или "кандидат ихних наук":
Шаг 2
Выбираем область знаний – "Естественные науки":
Шаг 3
Выбираем специальность – "Науки о земле":
Шаг 4
Помечаем страну, откуда мы – "Россия":
Шаг 5
Выбираем то место, куда мы собрались – "Европейский союз":
Шаг 6
Выбираем страну назначения – "Любая"
Шаг 7
Нажимаем кнопку "Поехали"
Шаг 8
Убеждаемся в том, что "система" нашла в своих "недрах" 6 стипендий:
Шаг 9
Предположим, что нам "пондравилась" "Стипендиальная программа в области оптики и фотоники", которую "выдаёт" Федеральное правительство Германии:
Шаг 10
Смотрим, устраивает ли нас размер стипендии. Хватит 400-800 евро в месяц на 1-2 года? Не фонтан, конечно, но протянуть какое-то время можно ;)
Шаг 11
Если согласились, то смотрим подробное описание позиции:
Шаг 12
В общем, подойдёт. Тем более, что никакого дедлайна нет, да и число вакансий приличное – 60. Ну, что? Согласились? Тогда, вперёд, поехали!
© 2013. В.И. Карнышев
"Аспирантура: непутёвые заметки язвительного пессимиста"
© Патинформбюро,
, 2014